On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Добро пожаловать на Форум! Для получения прав Участника нажмите «Вход-регистрация». Введите фамилию и обязательно пароль . Отметьте галочкой «зарегистрироваться, я новый участник». Нажмите «ОК». Дальнейшие указания Вы найдете в личном сообщении. Кликните на мигающий конвертик или открыть ссылку Л.С в шапке форума.

АвторСообщение
МАСТЕР




Сообщение: 32
Настроение: Рабочее
Зарегистрирован: 14.01.09
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.02.14 18:37. Заголовок: Нанотехнологии в ЖКХ


Можно нисколько не сомневаться, что практически все ответят на вопрос, а всегда ли удается установить истинные причины космических аварий, однозначно, что нет. Поскольку вполне понятно, что выяснение причины аварии, даже если она и кажется вполне очевидной, никак не гарантирует того, что могут остаться при этом невыясненными куда более серьезные системные ошибки, такие своеобразные «бомбы» с часовым механизмом, «взрыв» которых вопрос только времени.
В предлагаемой вниманию статье Натальи Ячменниковой, в этом плане меня очень «зацепил» комментарий Владимира Бугрова, достаточно известного проектанта и конструктора, принимавшего участие в разработке ещё самого первого проекта экспедиции на Марс в ОКБ—1 под руководством С.П. Королёва, автор книги «Марсианский проект С.П. Королёва».

29.08.2012 | Федеральный выпуск № 5870 (197)

Не только снять стружку

Всегда ли удается установить истинные причины космических аварий

Наталия Ячменникова

Марс — это единственная дальняя планета, которая может быть освоена людьми в ближайшее тысячелетие. Об этом заявил президент — генеральный конструктор РКК «Энергия» Виталий Лопота, выступая на 7—м Международном аэрокосмическом конгрессе, открывшемся в Москве.

Вопрос: куда лететь и на чем — один из главных, которые обсуждают сегодня на форуме ученые из девятнадцати стран. Сценариев — как минимум десятка полтора. Но подавляющее большинство специалистов склоняется все—таки к тому, что главная цель — Марс. Как заметил тот же Лопота, к Венере летать не имеет смысла, поскольку среда обитания на этой планете неблагоприятна для человека. А вот Марс, по его словам, неплохая поляна для нужд колонизации, если это потребуется.

Пожалуй, весомость аргументам здесь добавляет и то, что делает сегодня марсоход Curiosity. А он уже впервые донес на Красную планету человеческую речь, став своеобразным «говорящим» посланцем землян: марсоробот записал речь главы НАСА Чарльза Болдена, а затем передал ее обратно на Землю.

Если планировать полеты к Марсу, возникает проблема с энергетическими возможностями существующих двигательных установок. Правда, специалисты пока расходятся во мнении, какими именно должны быть новые двигатели.

А пока участники конгресса обсуждают проблемы марсианского масштаба, продолжается работа комиссии, занимающейся расследованием аварии спутников связи «Экспресс—МД2» и Telkom 3. Появилась информация, что специалисты проверяют все разгонные блоки «Бриз—М»: и те, что находятся на космодроме Байконур, и те, что еще хранятся в Космическом центре им. Хруничева — на предприятии—изготовителе. По предварительным данным, уже установлена наиболее вероятная причина аварии — засорение топливного бака разгонного блока стружкой, образовавшейся при сверлении трубопровода. Судя по всему, опять сработал пресловутый человеческий фактор: стружку, говорят, просто забыли удалить из трубы.

Комментарий: Владимир Бугров, разработчик проектов экспедиции на Марс и Луну, ведущий конструктор по пилотируемым ракетно—космическим комплексам для высадки на Луну и «Энергия—Буран»:

Если производственный брак становится систематической причиной дефектов, то возникает вопрос: где система контроля качества на производстве? Когда—то на предприятиях были представительства заказчика — минобороны. Въедливые офицеры «вели» все заводские операции: читали на свет конструкторскую и технологическую документацию, следили за испытаниями в пультовых и на стендах, не допускали к работе оборудование, не прошедшее регламентные проверки... Где это все сегодня?

Знаю и другое: бывают ситуации, когда причина дефекта кажется очевидной. Виновных наказали — анализ прекращается. И могут остаться невыясненными более серьезные вещи. Так, основная причина большинства дефектов на новых изделиях — низкое качество исходной проектной документации. Сошлюсь на собственный опыт. Начиная работу по системе «Энергия—Буран», мы понимали, что существовавшие стандарты Единой системы конструкторской документации и нормативные документы ЦНИИмаша не могут обеспечить качества разработки изделий. Почему? Они не содержали конкретных требований. К примеру, госстандартами в качестве обязательных проектных документов для ранних этапов проектирования «признавались» только «Пояснительная записка» и «Чертеж общего вида». Инженер—механик, разработчик, скажем, клапана мог описать его устройство этими документами. А вот инженер—электрик не мог описать устройство телевизора с помощью чертежа общего вида. Космические аппараты и комплексы — это клапаны вперемежку с телевизорами. Они стали системами. С каким дипломом к ним подходить, на каком языке их проектировать? Ответа не было.

Поэтому мы вынуждены были разработать для «Бурана» свои нормативные требования: к формированию структуры изделия, комплектам конструкторских документов, уровню их согласования и утверждения. Требования были согласованы с заказчиком и утверждены главным конструктором системы Игорем Садовским. Всем было предписано неукоснительно их выполнять. Это позволило только на первом этапе работ выявить более 3 тысяч основных проектных документов во всей многоуровневой структуре комплекса.

В течение месяца каждый день в кабинете Глушко собирались сорок человек, включая смежников: чтобы однозначно определить по каждому документу, кто его разрабатывает, кто согласовывает, кто утверждает. Так нам удалось наперед определить персональную ответственность за все составные части системы, за их дальнейшие изменения. И в принципе исключить появление дефектов на заключительных стадиях подготовки и в полете.

Во многом благодаря именно этим мерам, «Буран» выполнил свою задачу с первого раза без замечаний. Я сомневаюсь, что в отрасли сейчас действует подобный нормативный документ. Хотя головной институт должен разработать его в первую очередь. Это и будет называться «Управление качеством». А уж потом следует заниматься «Контролем качества», то есть поиском виноватых в авариях.

Работа должна приносить пользу людям и доход работнику Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет